Новости
Токалов Талгат Бигалымович, д.ю.н.
генеральный директор (председатель Правления)
ТОО «KMG-Security»
(При использовании ссылка на письменный и электронный источники обязательна!)
В последние годы вопросы обеспечения безопасности в нефтегазовой отрасли становятся все более актуальными на фоне существующих угроз международного терроризма. При этом практически все производственные активы нефтегазовых компаний отнесены к категории объектов, уязвимых в террористическом отношении.[1]
Деятельность каждой нефтегазовой компании обеспечивает значительные поступления в госбюджет, от нее зависит стабильная жизнедеятельность целых регионов, поэтому посягательства на предприятия таких компаний могут привести не только к прерыванию важных производственных процессов, но и к человеческим жертвам, экологическим угрозам, в целом дестабилизации обстановки. Если криминальные угрозы направлены на то, чтобы завладеть собственностью, то террористические преследуют цель добиться максимально разрушительных последствий, социальной и экономической дестабилизации.
ТОО «KMG-Security» (далее – Товарищество)[2] является частной охранной организацией и в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об охранной деятельности» оказывает услуги по защите жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств. Единственным участником Товарищества является АО Национальная компания «КазМунайГаз» (далее – КМГ).
Охраняемые Товариществом объекты, связанные с добычей и переработкой топливно-энергетических полезных ископаемых, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года №1151, относятся к объектам отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также террористических угроз.
В этой связи за последние годы был принят ряд законодательных актов, как по ужесточению мер уголовного преследования, так и регулирующие вопросы охранной деятельности на магистральных нефтепроводах.[3]
Собственники объектов, уязвимых в террористическом отношении, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму, обязаны проводить мероприятия по обеспечению их антитеррористической защиты, в том числе созданию и поддержанию в актуальном состоянии эффективной системы физической охраны и инженерно-технической укрепленности объектов, разработки и проверки планов обеспечения их безопасности, своевременному обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации инженерных коммуникаций и кабельных линий технических средств охраны и т.д.[4]
Необходимо учесть, что при осуществлении антитеррористических мероприятий основными элементами являются современные технические средства превентивного характера, относящиеся к компетенции государственных органов КНБ, МВД.
В свою очередь Товарищество, в рамках установленных законодательных ограничений, вправе осуществлять лишь физическую охрану объектов, в том числе обеспечивать выполнение пропускного режима, установленного заказчиком, а также проводить учебные мероприятия по обучению своего персонала технике осмотра помещений и выявлению возможных мест закладки взрывных устройств при оказании охранных услуг.
Новые условия и новые угрозы ставят требования совершенно иного уровня перед владельцами активов. Между тем, необходимо признать, что организация защищенности объектов не всегда соответствует этим требованиям.
На эффективность системы организации антитеррористической защиты объектов нефтегазовой отрасли оказывают влияние следующие факторы:
- Общая протяженность участков линейной части магистральных нефтегазопроводов и прилегающих объектов составляет более 15 тыс. км, которые находятся вне населенных пунктов (до 500 км), без наличия какой-либо инфраструктуры, дорог и коммуникаций, мест для проживания, организации питания, медицинского обслуживания и т.д. при высоком уровне имеющихся потенциальных угроз.
- Отдаленность от региональных центров влечет отсутствие эффективной системы организации оперативного управления и контроля основными силами и средствами, в т.ч. резервными, их размещения и сосредоточения для быстрого развертывания при осложнении криминогенной обстановки, экстренном реагировании на кризисные ситуации, ликвидации последствий ЧС, техногенных аварий в местах, где сконцентрированы наиболее важные производственные объекты нефтегазовой отрасли республики, являющиеся уязвимыми в террористическом отношении.
- Отсутствие системных подходов к вопросам технической укрепленности систем безопасности предопределяет низкий уровень защищенности объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, что не позволяет адекватно реагировать на возникающие угрозы.
Следует обратить внимание на стремительно нарастающие темпы развития АО НК «КазМунайГаз» в рамках принятой Стратегии на 10-летний период, устанавливающей количественные и качественные показатели, предусматривающие устойчивость и повышение показателей экономической эффективности холдинга.
Согласно опубликованной информации планируется: усилить работу по геологоразведке на суше и на море с целью прироста запасов углеводородного сырья; увеличить добычу нефти и газа; создать гибкую систему транспортировки нефти и газа; увеличить мощности НПЗ и повысить качество нефтепродуктов; создать эффективную и прозрачную систему управления активами.
Деятельность добывающих предприятий с участием КМГ будет нацелена на стабилизацию уровня добычи по добывающим компаниям и рост объема добычи сырой нефти и газового конденсата за счет проектов Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
АО НК «КазМунайГаз» определено Агентом по освоению месторождения «Каламкас-море».
В секторе нефтепереработки с привлечением крупных инжиниринговых компаний планируется создание новых предприятий, способных выпускать сырье для развития нефтехимической отрасли.
Планируется увеличить долю национальной компании на местном рынке нефтепродуктов за счет приобретения активов и строительства новых автозаправочных станций под брендом «КазМунайГаз».
Предполагается расширение производственных мощностей и увеличение добычи газа; активизация строительства газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент; возведение нитки «С» газопровода Казахстан-Китай.
В машиностроительной отрасли под контролем КМГ в перспективе совместно с инвесторами будут построены индустриальный парк в г. Жанаозен, судостроительный/судоремонтный завод в п. Курык; завод по производству премиальных соединений на трубы нефтепромыслового сортамента; предприятие по выпуску нефтегазового оборудования.
С учетом развития нефтегазовой отрасли, введения в эксплуатацию новых производств и увеличения числа объектов, принадлежащих компаниям группы КМГ, на которых требуется организация и обеспечение безопасности, уполномоченным государственным органам совместно с собственниками активов необходимо определить потенциальные объекты, подверженные угрозам и рискам, в том числе террористического характера.
В результате возникает вопрос о совместном участии государства и бизнеса на условиях государственно-частного партнерства в обеспечении безопасности объектов, имеющих стратегическое значение на долгосрочной и перспективной основе.
Это связано с тем, что большая часть компаний группы АО «НК «КазМунайГаз», в т.ч. производственные предприятия добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, привлекают к обеспечению безопасности своих объектов не только собственные службы безопасности, но и сторонние охранные структуры, не имеющие специальных знаний и опыта, что нередко усложняет реализацию решений в области комплексной безопасности.
В этой связи необходимо выстроить систему прогнозирования, предупреждения и управления рисками безопасности, упорядочения горизонтальных и вертикальных связей всех субъектов безопасности, что будет способствовать созданию структуры централизованного управления и взаимодействия по данным направлениям.
Предлагаемая нами форма государственно-частного партнерства возможна через совершенствование организационной структуры безопасности в местах, где сконцентрированы наиболее важные производственные объекты нефтегазовой отрасли республики, которые одновременно являются уязвимыми в террористическом отношении и на которых периодически наблюдаются осложнения криминогенной обстановки, а также очаги социальной напряженности.
На наш взгляд в этих регионах необходимо создание материально-технической инфраструктуры в виде региональных участков базирования сил охраны
Цели создания: обеспечение беспрерывности производства за счет повышения эффективности организации охраны, с целью оперативного управления и контроля, экстренного реагирования на кризисные ситуации техногенного и криминального характера;
- оперативное управление силами и средствами специализированной охранной организации;
- быстрое развертывание аварийно-спасательных сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в т.ч. связанных с террористическими намерениями и техногенными процессами;
- обеспечение эффективной системы контроля за деятельностью сил охраны;
- обучение персонала охраны без отрыва от производства;
- бесперебойная работа мобильных групп;
- создание нормальных, безопасных социально-бытовых условий для работников;
- медицинский мониторинг персонала охраны;
- промышленная безопасность и т.д.
Ожидаемый результат: Снижение уровня угроз и рисков воздействий криминального, террористического, техногенного и природного характера на материальные и нематериальные активы группы компаний КМГ, вследствие оперативного реагирования и территориального присутствия; минимизация ущерба от последствий кризисных ситуаций для персонала, производства и окружающей среды; переход к идеологически новой стратегии обеспечения комплексной безопасности.
Для достижения и реализации указанных целей и задач нами предлагается следующее:
- В соответствии с Законом РК «О противодействии терроризму» субъектом обеспечения безопасности от террористических посягательств является государство. При этом вопросы противодействия терроризму входят в компетенцию государственных органов (КНБ, МВД и др. уполномоченные органы), что связано с их непосредственной деятельностью, при осуществлении которой, наступают определенные юридические последствия.
Элементы антитеррористической деятельности государственных органов значительно превышают возможности частных охранных организаций, поскольку носят характер оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, государственным органам разрешено использовать специальную технику и средства, включая информационные и телекоммуникационные системы радиоконтроля, оперативной, криминалистической и поисковой техники, оперативно-служебный транспорт, специальные системы охраны, наблюдения и контроля и т.д.
В рамках рассмотрения вопроса государственно-частного партнерства, связанного с совершенствованием организационной структуры безопасности, государство может выступить в роли инициатора создания указанных региональных участков (баз) и выделения необходимых бюджетных средств для создания и поддержания в рабочем состоянии инфраструктуры, а также оснащения её необходимыми техническими системами и специальными средствами. - Местным исполнительным органам с учетом прогнозируемого программного решения необходимо будет рассмотреть вопрос о выделении земельных участков для строительства указанных региональных подразделений с последующим подключением их к необходимым коммуникациям (тепло, водо, электроснабжение).
- Правоохранительным и специальным органам для проведения мероприятий по антитеррористической защите объектов нефтегазового комплекса необходимо рассмотреть вопрос о приобретении специальной техники и средств, в т.ч. двойного назначения, позволяющих осуществлять фиксацию событий на дальнем расстоянии (радары, видеокамеры дальнего разрешения, беспилотные летательные аппараты, вертолетную технику, вездеходы, специально оборудованные техническими средствами дальнего радиуса действия и т.д.).
При реализации указанных условий, в рамках государственно-частного партнерства, будут созданы готовые технически оснащенные региональные участки с необходимой инфраструктурой, расположенные вблизи объектов нефтегазового комплекса, имеющих стратегическое значение.
Специализированная охранная организация, не являясь собственником регионального участка, может выступить в роли оператора в штатной повседневной ситуации по обеспечению безопасности объектов нефтегазового комплекса. При возникновении внештатных ситуаций, обострении социально-экономической обстановки региональные участки будут использоваться уполномоченными государственными органами, наделенными функциями по борьбе с терроризмом, в качестве центров дислокации сил оперативного реагирования.
Создание региональных участков исключает милитаризацию регионов и не противоречит проводимой Казахстаном политики демократизации государства и общества
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 1633 «О создании Координационного совета по государственно-частному партнерству при Правительстве Республики Казахстан» предлагается внести указанный вопрос на рассмотрение указанного органа, в рамках формирования предложений по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным задачам, а также совершенствования нормативной правовой базы Республики Казахстан в области поддержки и развития государственно-частного партнерства.
Международный опыт обеспечения безопасности объектов нефтегазового комплекса
В Российской Федерации действует закон о расширении полномочий ведомственных охранных организаций, обеспечивающих безопасность топливно-энергетического комплекса.[5]
Указанные нормы в Казахстане до настоящего времени пока ещё не закреплены на законодательном уровне, а упомянутые методы работы пока не получили широкого применения.
В Азербайджане в 2003 г. создан Департамент безопасности экспортных нефтегазовых трубопроводов в составе особой государственной службы охраны. 1000 специально обученных офицеров военнослужащих департамента охраняют 1129 км нефтепроводов. По данным британской газеты «The Guardian», для охраны нефтепроводов Азербайджан планируется задействовать американские радарные системы наблюдения, беспилотные самолеты-разведчики «Global Hawk» стоимостью 50 миллионов долларов, которые работают без обслуживающего персонала и обеспечивают подразделения разведывательными и иными данными.
В странах ОПЕК, Евросоюза, США, Турции и КНР для охраны нефтегазовых объектов используются специально обученные военизированные частные охранные структуры, в т. ч. с привлечением иностранных специалистов, а также военно-морских сил (охрана нефтяных платформ). Операторы трубопроводных компаний создают условия для персонала охраны, выделяют необходимые средства на приобретение автотранспорта высокой проходимости, специальной техники, связи, ГСМ, термальных камер, приборов ночного видения, миноискателей, оружия и т. д.[6]
Международный стандарт практики обеспечения безопасности стратегически значимых объектов предопределяет необходимость постоянного совершенствования систем безопасности, внедрение новых форм и методов и выделения на эти цели средств в объёме не менее 5-10% от себестоимости.
На основании проведенного сравнительно-правового анализа по вопросам безопасности объектов нефтегазового комплекса отдельных государств необходимо отметить, что в Казахстане, к сожалению, специальный закон в области регулирования безопасности объектов нефтегазового сектора не принят. Действуют только отдельные подзаконные акты, регулирующие охрану нефтепроводов.
К примеру, в России действует Федеральный Закон РФ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». В Китае в октябре 2009 года вступил в силу Закон о защите трубопроводов.
Если говорить об уголовной ответственности за хищение нефти из нефтепроводов, то в нашей стране и Российской Федерации она регулируется соответствующими статьями уголовных кодексов и предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы. А, например, в Китае или Объединенных Арабских Эмиратах за отдельные преступления против государственной собственности, в том числе за кражу нефти и газа, предусмотрена смертная казнь.
Рассматривая вопрос государственно-частного партнерства в сфере обеспечения безопасности следует привести примеры существующего международного опыта. Так, в США (г. Портленд, штат Орегон) полиция ежедневно взаимодействует с частным сектором безопасности по самым разным вопросам, в том числе патрулированию улиц и делового центра города, что способствует повышению уровня общественного порядка.
В г. Миннеаполис (штат Миннесота) все совещания городской мэрии проходят при участии частных охранных предприятий, благодаря чему обеспечивается четкая взаимосвязь по всем принимаемым решениям администрации в рамках плановых мероприятий и снижается общий уровень преступности.
В Чикаго местная организация по чрезвычайным ситуациям успешно реализует совместно с частными компаниями программу оснащения города технологически продвинутой системой видеонаблюдения.
Государственно-частное партнерство в странах Европейского сообщества развивается благодаря наличию сильных и авторитетных общественных организаций негосударственной индустрии безопасности. Так, Европейская конфедерация служб безопасности (CoESS) координирует деятельность 29 национальных ассоциаций безопасности с охватом 50 000 частных охранных предприятий, в которых работают более 2 миллионов сотрудников. Одна из главных задач CoESS – тесная интеграция охранного сообщества Европы с Европарламентом и другими государственными структурами Евросоюза путем унификации национальных отраслевых правовых систем, реализации технологий межсекторного взаимодействия и содействия в реализации крупных межгосударственных проектов в сфере безопасности.[7]
_________________________________________________________________________________
- ↑Приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 4 декабря 2013 г. №526 «Об утверждении Перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении»
- ↑ТОО «KMG-Security» создано в 2000 г. по инициативе ведущих казахстанских нефтегазовых предприятий. Является полным правопреемником ТОО «Semser Security». Изменение фирменного наименования произошло в сентябре 2014 г. по решению Единственного участника – АО НК «КазМунайГаз
- ↑Уголовный Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.06.2014 г.)., Закон Республики Казахстан от 22 июня 2012 г. №20-V «О магистральном трубопроводе» (с изменениями по состоянию на 07.11.2014 г.)., Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2012 г. №1541 «Об утверждении Правил организации охраны магистральных трубопроводов»
- ↑Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 416-I «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.)., Правила организации деятельности в сфере противодействия терроризму в Республике Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 22.12.2010 года № 1404., Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2012 года № 1273 «О национальном операторе по магистральному нефтепроводу»
- ↑Статус работников ведомственной охраны предоставляет им право проверять документы, производить личный досмотр и досмотр транспортных средств, осуществлять административное задержание. Охранные компании используют весь инструментарий по обеспечению физической, экономической, информационной и кадровой безопасности, применяют инженерно-технические средства охраны, служебных собак и специальную технику, авиапатрулирование, ГЛОНАСС, привлекают независимых экспертов, научно-исследовательские центры и институты в области обеспечения безопасности.
- ↑Х. Гасымова "Особая государственная служба охраны" Азербайджана заступила охранять трубу "Баку-Джейхан"// информационно-аналитический портал «ЦентрАзия», http://www.centrasia.ru/; «Британия перебрасывает больше сотни солдат в Ирак. Для охраны нефтепроводов, а те... продолжают пылать», электронное издание "Правда.Ру", http://www.pravda.ru/; «Охраной иракских нефтепроводов займутся американские снайперы», http://www.ntv.ru/; Информационный портал «Ресурсы, топливо и финансы в современном мире» http://protoplivonews.ru/
- ↑«Государственно-частное партнерство в сфере безопасности: опыт США», информационно-аналитический портал «Амулет», http://amulet-group.ru/; Янышев И. «Государственно-частное партнерство в сфере безопасности в современной России» 2013 г.// медиапортал о безопасности «Хранитель», http://www.psj.ru/